Аналитико-катартическая терапия (АКТА) – это современная модель патогенетической психотерапии В. Н. Мясищева. Поэтому чтобы понять ее сущностьнадо обратиться к истокам. Патогенетическая психотерапия возникла в конце 30-х годов прошлого века и, естественно, не на пустом месте. Ей предшествовали рациональная психотерапия Дюбуа и психоанализ Фрейда. Вот эти методы и повлияли на создание новой концепции психотерапии – советской модели, теоретической основой которой стала «психология отношений» В.Н.Мясищева. Таким образом, основными источниками патогенетической психотерапии являются психология отношений В. Н. Мясищева; психоанализ Фрейда; рациональная психотерапия Дюбуа.
Отрешившись от пансексуализма Фрейда, патогенетическая психотерапия унаследовала от психоанализа целый ряд ценных идей, прежде всего признание значения неосознаваемых компонентов переживаний, лежащих в основе патогенного конфликта, признание феномена сопротивления пациента психотерапевтическим вмешательствам и также феномена повторения прошлого опыта во взаимодействии пациента с терапевтом. По этим параметрам патогенетическая психотерапия соответствует критериям психодинамического подхода. Вместе с тем, признав эти и ряд других феноменов, открытых Фрейдом, В. Н. Мясищев отказался от психоаналитического метода, основу которого составлял метод свободных ассоциаций. Мясищев заменил этот метод, завязанный на спекулятивных интерпретациях сексуального значения, на строго научный психофизиологический метод - ассоциативный эксперимент с одновременной записью кожно-гальванической реакции. Основным же методом патогенетической психотерапии становится метод рациональной психотерапии Дюбуа – этопсихотерапевтическая беседа, в процессе которой применялись такие приемы рациональной психотерапии как убеждение, переубеждение, разъяснение сущности невроза и его симптомов. (Психотераепевтическая энциклопедия, 2000, с. 484).
В связи с этим возникает вопрос, к какому же методу следует относить патогенетическую психотерапию: к рациональной психотерапии или психодинамической. Метод рациональной психотерапии Дюбуа имеет в виду в основном status praesens больного, история развития личности не предусматривается, и в этом неисторическом подходе к больному заключается теоретическая слабость и недостаточная эффективность рациональной психотерапии. Мясищев отмечал, что несомненная заслуга Фрейда заключается в том, что он первый понял значение истории личности в патогенезе невроза. Главная задача патогенетической психотерапии заключается в совместном с больным анализе источников его невроза в процессе разбора его биографии, начиная с детства. По сути своей патогенетическая психотерапия является психодинамической, по методическим же приемам – рациональной. Помимо психотерапии, высокие результаты в лечении алкоголизма показали медикаментозные препараты, такие как Алколок, снимающие тягу к спиртному.
Создатели патогенетической психотерапии (В. Н. Мясищев, Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий, Б. Д. Карвасарский) подчеркивали, что процесс осознания должен быть эмоционально насыщенным в своей сущности. Осознание психологических механизмов болезни отнюдь не ограничивается когнитивной сферой (не сводится к так называемому «интеллектуальному осознанию»). Для подлинного понимания психологических механизмов болезни интеллектуальное осознание должно дополняться осознанием эмоциональным.
Так вот относительный недостаток патогенетической психотерапии состоит в том, что она акцентирует когнитивный аспект изменений, не оказывая достаточного воздействия на изменения в эмоциональной сфере. Центр тяжести психотерапии переносится на сферу интеллектуального осознания, а ее возможности в непосредственной коррекции эмоциональной и поведенческой сфер ограничивается. Поэтому она и относится к рациональной.
Устранению этого дисбаланса в значительной степени способствовала интеграция в патогенетическую психотерапию методов групповой психотерапии и превращение ее, таким образом, в личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию (ЛОРП). И если прежде при индивидуальной форме реальное эмоциональное воздействие ограничивалось диадой «пациент-терапевт», то при групповой форме пациент оказывался включенным в широкий диапазон различных отношений, эмоциональных и поведенческих реакций.
Интеграция групповой динамики, «заточенной» под цели и задачи патогенетической психотерапии, выравнивала этот дисбаланс, повышая тем самым (среди прочих лечебных факторов, привносимых групповой психотерапией) эффективность системы, которая преобразовывалась теперь в личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова.
И если ЛОРП выбрала экстенсивный путь развития, интегрировав в патогенетическую психотерапию групповую динамику, то АКТА, идя по пути интенсивного развития, сосредоточила свои усилия на модернизации самого метода патогенетической психотерапии в рамках ее индивидуальной формы, которая по-прежнему оставалась недостаточно разработанной в техническом отношении, уступая современным западным технологиям.
АКТА иначе, чем ЛОРП, решает проблему дисбаланса психотерапевтического воздействия на когнитивный и эмоциональный компоненты отношений: она преобразуетрациональный метод патогенетической психотерапии в рационально- катартический.
Методологическими основами АКТА являются:
Методическая основа АКТА – преобразование беседы в действие.
Основная техника АКТА (наряду с беседой терапевта с пациентом) – это разговор пациента с воображаемым собеседником («диалог-встреча») при активном участии психотерапевта, который обеспечивает эмоциональную поддержку и конфронтацию сопротивлению. В этом диалоге ассимилированы приемы психодрамы, гештальт-терапии, недирективной психотерапии К. Роджерса. В основе этих техник заключены механизмы «катарсиса».
Этот диалог приводит в движение ряд связанных воедино механизмов лечебного действия – абреакцию (эмоциональную разрядку), кларификацию (прояснение), «ага-переживание» (завершение незавершенных ситуаций), приводящих к катарсису и последующей реорганизации личности.
Самую суть катарсиса трудно выразить лучше, чем это сделал, не прибегая к этому понятию, К. Д. Ушинский: «В неисчерпаемо богатой природе человека бывают и такие явления, когда сильное душевное потрясение, необычайный порыв духа, высокое одушевление одним ударом истребляют самые вредные наклонности и уничтожают закоренелые привычки, как бы стирая, сжигая своим пламенем всю прежнюю историю человека, чтобы начать новую под новым знаменем». Классическим примером, который часто приводят в психотерапевтической литературе, является история закоренелого преступника Жана Вальжана из романа «Отверженные» Виктора Гюго. В романе Гюго отражен тот извечный опыт человеческих отношений, когда чей-то поступок нежданно-негаданно переворачивает всю нашу жизнь.
Под катарсисом понимается «взрыв» внутри личности индивида, вызванный обострением и столкновением ее противоречивых тенденций и ведущий к реорганизации отношений. Катарсис соответствует понятию «взрыва» в педагогике, «великому пробуждению» в дзен-буддизме, «эксплозии» как результату завершения незавершенных ситуаций в гештальт-терапии.
В. Н. Мясищев, заявляя конечную цель психотерапии как реорганизацию отношений, видел возможность ее осуществления в педагогическом опыте выдающегося русского ученого-педагога А. С. Макаренко. подробнее>>