наши новости
Иррациональные убеждения Альберта Эллиса
А. А. Александров Российский психотерапевтиче Недавно прочитал в интернете статью некто Франовой И. В. «Теоретико-метод Идеи разработки интегративных аспектов патогенетической психотерапии появились в самом начале 90-х годов на волне общественно-поли В попытках создания интегративной модели патогенетической психотерапии в качестве одного из «объектов» была выбрана рационально-эмот Одно из главных отличий когнитивного подхода от психодинамическо Психотерапия Эллиса сводится к «радикальному устранению долженствования, перфекционизма, грандиозности и нетерпимости» у пациентов. Техники рационально-эмот В основе когнитивно-ориен В отличие от когнитивно-ориен Возникает вопрос, какую, собственно, роль в патогенезе невроза могут играть описанные Эллисом иррациональные убеждения, являются ли они патогенными, можно ли их рассматривать в качестве эквивалентов «нарушенных отношений»? В решении этого вопроса нам поможет обращение к источнику, из которого Эллис почерпнул идею «иррациональных убеждений». Эта идея присутствует у Карен Хорни под названием «невротических наклонностей», однако в совершенно ином контексте – в психоаналитическ Почему невротические наклонности являются патологическими, или «невротическими» Так же как и Хорни Эллис отмечает, что самого по себе наличия даже очень завышенных требований к себе или к другим, все еще недостаточно, чтобы привести к эмоциональному расстройству; эти же факторы способны мобилизовать человека в экстремальных условиях к дальнейшему преодолению стресса. «Патология» кроется в скрытых устойчивых представлениях, не разрешающих человеку быть неэффективным, плохо выполнять что-либо или не контролировать себя. Именно в наличии категорических императивов, требующих всегда выполнять все великолепно, всегда и во всем быть эффективным, контролировать каждое свое душевное движение или действие, кроется источник депрессивных переживаний: самоосуждений, чувства вины за собственную неэффективность, стыда перед другими, обязавшими тебя быть всегда на высоте (Е. Т. Соколова). При таком качестве иррациональные убеждения, безусловно, приобретают дисфункциональны Возникает вопрос, а где грань между «очень завышенными требованиями к себе» и категорическими императивами, между «мобилизацией в экстремальных условиях» и патологией? Этот же вопрос к Хорни: как и почему приспособительны Рассматривая вопрос о психологической структуре личности, Мясищев подчеркивал, что «личность сама приобретает содержание, формируется и переделывается в процессе активного взаимодействия с окружающей ее обстановкой и при разных обстоятельствах жизни, что сами качества личности выявляются в соотношении с ее окружающим, и судить о ней мы можем только по этому соотношению. Поэтому особенную важность приобретает проблема структурно-харак Мясищев не перечислял всего многообразия черт характера, могущих иметь патогенетическое значение. Он отмечал лишь два момента, которые особенно заметно выступают в характере невротиков, явно затрудняя благополучное разрешение болезненной ситуации. Это, во-первых, перевес субъективного и аффективного над объективным и логическим с относящимися сюда разнообразными чертами импульсивности, кататимости, эгоцентризма, упрямства, сензитивности, фантастичности и т. д. Во-вторых, это перевес аффективной инертности над аффективной пластичностью, создающий вязкие доминанты болезненных переживаний. Мясищев «избегал абстрактных обобщений вроде теории нервного характера вообще», рассматривая вопрос о патогенетической роли основных психических компонентов личности и их взаимоотношений лишь в связи с особенностями синдрома. Он отмечал, что «эго-комплекс» − индивидуализм в многообразных проявлениях самолюбия, тщеславия, обидчивости, претенциозности − создает благоприятную почву, предрасполагающу Эллис в объяснении эмоциональных расстройств ограничивается лишь фрустрацией перфекционистски Нам представляется целесообразным ввести в лексикон патогенетической психотерапии понятие «диагностическог |
1. Ситуация и переживания, специфичные для конкретного пациента, затрагивающие особо значимые отношения личности. Специфичность патогенной ситуации и патогенных переживаний. 2. Внутренний конфликт, вытекающий из противоречивых отношений, их несовместимости и столкновения с жизненными требованиями. 3. Невозможность конструктивного решения конфликта в силу нарушения значимых отношений личности. 4. Аффективная переработка трудной ситуации и иррациональный, субъективный способ разрешения конфликта, приводящие к дезорганизации личности и невротическому расстройству. Еще раз подчеркну, что сами по себе жесткие эмоционально-ког Эффективность. Сам Эллис и его приверженцы неоднократно подчеркивали, что РЭТ «более эффективна при работе с клиентами с умеренно выраженной тревогой и с теми людьми, у которых имеется один основной симптом (например, сексуальная неадекватность), чем при работе с клиентами, имеющими серьезные нарушения». В последних случаях консультантам намного труднее помочь клиентам измениться, так как предполагается, что причины иррациональных убеждений (прежде всего, перфекционистски Обсуждая ограничения РЭТ, А. Эллис перечисляет 15 черт, «помогающих людям противостоять благотворным переменам». Часть этих «зловредных качеств» приводит в своей книге Е.Т. Соколова (2002) с последующим красноречивым комментарием: «Возникает вопрос, если людям с подобным набором черт (отчасти невротического, а в совокупности скорее уже пограничного уровня) РЭТ не может помочь, то кому же она может помочь и нужна ли она вообще? Сам Эллис утверждает, что его метод наиболее эффективен при работе с умными, образованными, с высокой мотивацией клиентами. Говоря о сфере применения, указывает сферы образования, общения, бизнеса; клиника им не упоминается и, похоже, неслучайно, поскольку именно там размещаются все те, кто столь неразумно сопротивляется благотворному воздействию РЭТ!» Однако нельзя упускать из вида одного важного обстоятельства: РЭТ широко использует техники поведенческой терапии, что значительно усиливает ее лечебный потенциал за счет симптоматической ориентации. РЭТ использует ролевую игру, тренинг ассертивного поведения, десенситизацию, оперантное обусловливание, внушение, поддержку и, как пишет Эллис «полный мешок других трюков». Главным же «трюком» Эллиса является способ, с помощью которого он выявляет иррациональные убеждения. Это – «эмоционально насыщенное» переубеждение, это «атаки» Эллиса на модальные глаголы в речи пациента, это «выпущенные стрелы» по все тем же мишеням и другие орудия из арсенала боевой техники. Во время боевых действий Эллис подавляет противника (пациента с его глупыми установками) активностью, директивностью, своим авторитетом, использованием внушения, юмора, принуждая его к капитуляции. Главный принцип: «мысли являются основным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека. Не события и другие люди заставляют нас «чувствовать хорошо» или «чувствовать плохо», а наши собственные мыслительные процессы определяют самочувствие» (С. Уолен). Переживания человека игнорируются. Не отношение человека к ситуации определяют его эмоциональные реакции или чувства, а «мыслительные процессы». Как будто человек – это бездушный робот, а не живое существо с его радостями, печалями, страданиями. О значимости ситуации для личности конкретного человека нет и речи! Подход Эллиса нельзя назвать и личностно-ориент Что же тогда РЭТ? Упражнения в логике, призыв к «чистому разуму». Но ведь рациональная терапия Эллиса позиционирует себя еще и как эмоциональная. В чем выражается работа с эмоциями? Обще признано, что эмоции неразрывно связаны с когнициями. Многие иррациональные убеждения (абсолютистские долженствования и др.) по Эллису, являются «горячими» когнициями, которые включают в себя сильно выраженный оценочно-чувстве Эллис неоднократно подчеркивает, что его подход является философским. Философия Эллиса представляет собой причудливую смесь (как собственно и его метод) рационализма, прагматизма, индивидуализма, экзистенциализма А как оценивается РЭТ зарубежными исследователями? Насколько эффективен данный подход для обучения клиентов самостоятельному мышлению? На этот вопрос отвечают преимущественно англоязычные (очевидно, американские), исследователи. Сошлюсь на обзор, приведенный С. Паттерсон и Э. Уоткинсом в «Теории психотерапии» (2003). К Эллису предъявляют следующие претензии: 2. Могут ли иррациональные убеждения, которые выявил Эллис, быть экстремистскими или абсолютистскими формами действительных убеждений пациентов? Может статься, что Эллис проецирует или приписывает крайние формы убеждений своим клиентам, чтобы их оспаривать. Вольпе описывает это так: «На практике... он часто, по-видимому, проецирует на пациента иррациональные убеждения, которые, как он считает, пациент должен иметь». Возможно, сам по себе рационально-эмот 3. Янг (1987) отмечает: «Мне представляется, что чем больше вы спорите в агрессивной манере, тем большее число клиентов занимает оборонительную позицию. Они ощущают угрозу, а в результате соглашаются чаще, чем им хотелось бы. Они кивают головой и говорят: «Да, я согласен с вашей точкой зрения», однако в действительности они боятся вам возразить и объяснить причины своего несогласия. Как следствие, я ожидаю, что процент досрочного прекращения клиентами терапии будет выше при РЭТ». 4. Рационально-эмот 5. Другие соображения, которые возникают при обсуждении РЭТ, касаются чрезмерного акцента на когнитивных процессах и недооценки прошлого клиентов, механизмов Эго-защиты и бессознательного 6. Терапия РЭТ практически не уделяет внимания прошлому. Как утверждает Кори (Corey, 1992): «Мне с трудом верится, что клиенты способны достичь значимых изменений без осознания и принятия своей личной истории, без разрешения прошлых конфликтов, чтобы связанные с ними чувства не нарушали текущее функционирование Теперь обратимся к экспериментально С тех пор как Эллис написал эти слова, не было недостатка в исследованиях, посвященных РЭТ. Если обратиться к выводам, которые были сделаны в большинстве обзоров недавних исследований, мнение об эффективности терапии РЭТ высказывается неоднозначное. Даже наиболее оптимистично настроенные в отношении терапии РЭТ авторы признают, что посвященные этой терапии исследования страдают разнообразными методологическим Авторы обзора заключают, что с уверенностью можно констатировать только энергию, активность и оптимизм в лагере сторонников РЭТ. Пропагандистская машина работает на полную мощность. Это Институт рационально-эмот Выводы и рекомендации. Попытки интеграции когнитивно-ориен Концепция невроза и эмоциональных расстройств Эллиса не выдерживает критики и поэтому не может быть рекомендована в лечебных целях. Тем более, что заявления автора и адептов о якобы высокой эффективности РЭТ не вызывают доверия, а проведенные исследования в лучшем случае противоречивы. Советы начинающим психотерапевтам. Будьте более разборчивы в выборе метода, чтобы не испытывать потом горькие разочарования. На Западе еще много мыльных пузырей поп-психологии, не попадайтесь на крючок рекламы – она делает свое дело: внедряется в наше подсознание и подсовывает не нужный товар. Обратите свои взоры к отечественной науке, к наследию наших великих психологов, педагогов, врачей, мыслителей. Не инфантильно-секс |