наши новости
Аналитико-катартическая терапия
А. А. Александров Введение Аналитико-катарт Вместе с интеграцией групповой динамики начался постепенный процесс интеграции отечественной психотерапии в Западную психологию и психотерапию, особенно интенсивный с начала 90-х. Именно на этом пути формировалась аналитико-катарт Методологические основы метода АКТА Теоретическим фундаментом аналитико-катарт Широкое внедрение в патогенетическую терапию психодраматическ В. Н. Мясищев указывал, что клиника неврозов не может обойтись без понятия переживаний как многосторонней реакции человека на окружающую действительность Для определения метода аналитико-катарт В психотерапии понятие «катарсиса» ассоциируется, прежде всего, с методом И. Брейера − методом, который явился предтечей психоанализа. В работе «Этюды по истерии» (1895), написанной З. Фрейдом совместно с И. Брейером, авторы развили концепцию психогенеза неврозов. Они утверждали, что истерические симптомы вызываются бессознательными эмоционально заряженными воспоминаниями о перенесенной психической травме. Необходимо подчеркнуть, что речь идет о вспоминании события, действительно имевшим место в прошлом. Невротические симптомы суть выражения реального травматического опыта пациента. Брейер предложил и метод лечения истерии, названный им «катарсисом»: под воздействием гипнотического внушения пациент должен воскресить в памяти и заново пережить события, связанные с подавленным напряжением, которое выражается в виде симптомов, и на этот раз полностью освободиться от напряжения, выразив его в форме эмоционально заряженной вербализации. Поначалу Фрейд применял метод Брейера, однако вскоре он разочаровался в нем, обнаружив, что симптомы возвращаются, как только прерывается его личная связь с пациентом: метод гипнотического внушения маскировал возникающее у пациентов сопротивление. Усилия, направленные Фрейдом на поиск более эффективного метода, привели к созданию техники «свободных ассоциаций». Возникновение собственно «психоанализа» связывается с отказом Фрейда от теории травматического происхождения неврозов и катарсиса как метода их лечения. В этом отразился переход от идеи, что в основе невроза лежат реальные события (травматическая ситуация), к концентрации внимания на бессознательных желаниях, побуждениях и влечениях, и того, как последние проявляются внешне. Фрейд утверждал, что взрослый человек в своих отношениях с другими людьми воспроизводит («навязчивое повторение») свои детские привязанности и конфликты. «Эти сцены из детства не воспроизводятся во время лечения в качестве воспоминаний, они — продукты конструирования» Таким образом, вместо вскрытия реальных причин заболевания, коренящихся в действительных фактах жизни пациента, забытых им, вытесненных в сферу бессознательных психических процессов, исследователь подменяет эти реальные факты (реальные отношения) предположениями, подкрепляемыми толкованием символов сновидений и фантазий с последующим их навязыванием пациенту. Переживание реальных травматических событий (отношений), ведущих к катарсису, подменяется реконструкцией гипотетических отношений, основанной на инфантильно-секс Отказавшись от травматической концепции неврозов и катартического метода Брейера, Фрейд создал психоанализ, главным методом которого стала интерпретация, само понятие «катарсиса» было упразднено и заменено «абреакцией». При этом Фрейд подчеркивал важность абреакции как фактора, необходимого для полноценного осознания. В связи с этим в целях решения стоящей перед нами задачи мы будем различать «методы» психотерапии и «лечебные факторы» (механизмы), памятуя о том, что зачастую они тесно взаимосвязаны. Методы – это вербальные или невербальные способы поведения, с помощью которых терапевт стремится прямо или косвенно повлиять на пациента в интересах терапии. Лечебный фактор – это психический потенциал пациента, который активизируется под воздействием соответствующих методов и вызывает изменения, именуемые терапевтическим эффектом. Так, суггестивные методы основываются на внушении; абреактивные методы снимают напряжение, вызывая эмоциональную разрядку; конфронтационные и интерпретативные методы приводят к осознанию (инсайту) [4]. При суггестии терапевт внушает пациенту определенные идеи, импульсы, эмоции, поступки; при этом исключается рациональное или критическое (реалистическое) их осмысление пациентом. В аналитико-катарт В основе абреакции, или эмоциональной разрядки как лечебного фактора лежит метод катарсиса. Абреакция эффективна в случаях так называемых травматических неврозов − острых психогенных расстройств, особенно отягощенных амнезией, связанной с бессознательным стремлением подавить неприятные впечатления. В случаях хронических неврозов, форм развития, при которых ситуационный фактор выступает менее отчетливо, а большее значение приобретают особенности личности и условия их формирования (нарушение системы отношений), абреакция недостаточно эффективна. Именно низкая эффективность метода Брейера побудила Фрейда отказаться от теории травмы и метода катарсиса и разработать новый метод – свободных ассоциаций. Как лечебный фактор катарсис не сводится к обреакции. Его составляющими, помимо эмоционального отреагирования, являются внушение, кларификация, инсайт (ага-переживание Суть этого метода состоит в конфронтации пациента с болезненными переживаниями и связанными с ними сопротивлениями. Такая конфронтация может быть вызвана с помощью различных приемов. Например, в катартическом методе Брейера пациенту в состоянии гипнотического погружения предлагается вспомнить травматические для него переживания. Роджерс добивался катарсиса, создавая атмосферу, способствующую спонтанному выражению чувств с последующей кларификацией. Перлз, используя приемы психодрамы, предлагал пациентам переводить их рассказы о своей жизни и взаимоотношениях с окружающими в действие, проигрывая те или иные ситуации. Сама техника свободных ассоциаций Фрейда имплицитно заключает в себе катартический потенциал. Недаром Фрейд подчеркивал, что одного интеллектуальног Итак, катарсис возможен при погружении пациента в реальную, имевшую место в прошлом, или актуальную психотравмирующу Хотя отреагирование и является результатом вербализации вытесненных содержаний и сопровождается осознанием, однако степень его часто является недостаточной для стойкого терапевтического эффекта, осознание носит мимолетный характер, выражаясь в виде «проблесков» или «догадок». Необходима аналитическая работа ума – «диалог» с самим собою, суть которого сводится к осознанию вытесненной «идеи», прояснению (кларификации) противоречивых отношений посредством конфронтации с сопротивлением. В процессе диалога или монолога или иных приемов психодрамы пациент, подбадриваемый и фрустрируемый терапевтом, исследует истинные причины своих страданий, отвечает на «трудные вопросы», рассматривает конфликтные ситуации с разных сторон, принимая роли значимых других, строит различные версии, проверяет их достоверность, спорит с воображаемыми собеседниками или с самим собою, и в этом споре в виде озарения рождается истина. Именно в эти моменты – «моменты истины» – происходит замыкание разрозненных связей – расширение зоны «светлого пятна» (по И. П. Павлову). Эти моменты – те спонтанно возникающие в процессе катарсиса переживания, на высоте которых закрываются гештальты, завершаются незаконченные ситуации из прошлой жизни или из настоящей внутренней жизни пациента. Цель аналитико-катарт Конфронтация и кларификация вместо интерпретации. Конфронтация основывается на выявлении противоречий в высказываниях, чувствах, поведении пациента и предъявлении ему этих противоречий. В «Критическом словаре психоанализа» Ч. Райкрофта конфронтация определяется как «… термин, применяемый иногда для описания приема, который использует аналитик, чтобы привлечь внимание пациента к каким-либо особенностям его поведения, не пытаясь их объяснить или интерпретировать Термин «кларификация» ввел в психотерапевтиче |
Роджерс отличает кларификацию от интерпретации, которую он определяет как «стремление изменить субъективное отношение посредством толкования мотивов и специфических стереотипов поведения» [12]. Кларификация в изложенном смысле ориентирована не на бессознательный (подавленный) материал, а на сознательные и/или предсознательные процессы, которые пациент недостаточно осознает, которых избегает его внимание, но которые он более или менее ясно осознает, когда ему на них указывают. Цель терапии состоит в помощи пациенту достичь более высокой степени осознанности в восприятии себя и окружающего мира, что делает возможным адекватную вербализацию. По мнению Э. Бибринга «в процессе кларификации невротические проблемы не решаются, а предстают в новом свете перед «беспристрастным эго». Кларификационный инсайт рассматривается им как «лечебный фактор ограниченной ценности». «Полный» же инсайт с точки зрения психоанализа достигается благодаря интерпретации. В противоположност В отличие от интерпретативног Методические аспекты АКТА Аналитический метод «беседа-дискусси В патогенетической психотерапии материалом для анализа служит история жизни пациента, а сам анализ проводится в форме беседы-дискуссии. Эта форма, практикуемая в рациональной психотерапии Дюбуа, предусматривает активное участие больного в психотерапевтиче В. Н. Мясищев относил свой метод к рациональной психотерапии, в том ее варианте, который нацелен на переубеждения больного и формирования у него правильных убеждений. С этой целью используются такие приемы психотерапии, как конфронтация, сократовский диалог, когнитивный диспут. Катартические методы с применением психодраматическ АКТА применяет, главным образом, приемы монодрамы с использованием «пустого стула». Здесь может быть несколько вариантов. 1. «Встреча» – диалог между различными частями личности протагониста. «Чувство замешательства пациента может быть продуктивно реконструировано как конфликт, в котором различные части Я прерывают друг друга. Экстернализируя внутренние диалоги и разделяя голоса, добиваются прояснения проблемы» [13]. В гештальт-терапии эта техника называется интегрированием «полярностей». Ее целью является повышение интеграции индивида, что требует идентификации расщепленных или противоборствующ 2. При другом варианте «встреча» происходит с воображаемым значимым лицом, при этом используется пустой стул как местоположение воображаемого другого. Разновидностью этого варианта является психологический опыт, выходящий за границы физической реальности: протагонист вступает в отношения с людьми, которые ушли из жизни, детьми, которые не были рождены, религиозными персонажами и т. д. «Встречи» с этими психологическими фигурами так же важны в психодинамике пациента, как и отношения с действительными людьми. 3. Ядром монодрамы в аналитико-катарт 4. В качестве разминки применяется имагинативная техника с выявлением проекций. Она отчасти носит и диагностический характер и выявляет потенциал креативности, спонтанности и искренности, способности пациента к риску. Пациенту предлагается идентифицировать себя с каким-либо объектом и описать себя в характеристиках этого объекта. Описывая объект, вместо «он» следует говорит «я». Например, женщина, которая идентифицируя себя с потолочной балкой, описала ее следующим образом: «Я очень старомодная и бессмысленно украшенная… Я несу на себе огромную нагрузку» (Enright, 1977). 5. Большое внимание уделяется разыгрыванию сновидений по методу гештальт-терапии 1. Индивидуальная психотерапия. Это биографически ориентированные сеансы с использованием приема «флешбэк». По ходу «беседы-дискусси 2. Проблемно ориентированные сеансы. Эта форма применяется в психологическом консультировании 3. Пациент рассказывает наиболее драматичные страницы своей жизни, или наиболее важные с его точки зрения эпизоды, имеющие отношение к его проблематике, которые затем проигрываются и подвергаются анализу. Заключение Аналитико-катарт Теоретическим фундаментом аналитико-катарт Широкое внедрение в патогенетическую терапию психодраматическ Основными техническими процедурами метода аналитико-катарт Литература 1. Александров А. А. Интеграция принципов и методов гештальт-терапии в систему личностно-ориент 2. Александров А. А. Интегративная модель патогенетической психотерапии. В книге: Александров А. А. Современная психотерапия. «Академический проект», СПб, 1997, с. 268-282. 3. Александров А. А. Современная модель патогенетической психотерапии Вестник СПбМАПО. - № 2 Т.2. 2010. – С. 70-79. 4. Бибринг Э. Психоанализ и динамическая психотерапия. Психоаналитическ 5. Вольперт И. Е. Психотерапия. Л., Медицина, 1972, 232 с. 7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Л., 1960. – 384 с. 8. Психотерапевтиче 9. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб, 1995.. 10. Яковлева Е. К. Патогенез и терапия невроза навязчивых состояний и психастении. Л., 1958. 11. Blatner A. The dynamics of catharsis. Journal of Group Psychotherapy, Psychodrama and Sociometry, 1985, 37(4), 157-166. 12. Rogers C.R. Counseling and Psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin,1942. 13. Watkins M. Invisible guests: the development of imaginal dialogue. Hillsdaqle, NJ: L.Erlbaum Assoc., 1986. Резюме: Аналитико-катарт Ключевые слова: аналитико-катарт |