наши новости
Интегративные аспекты патогенетической психотерапии
А. А. Александров Интегративные аспекты патогенетической психотерапии Вестник психотерапии. – 2010. - № 36 (41). – С. 7−16. Введение Идеи разработки интегративных аспектов патогенетической психотерапии появились в самом начале 90-х годов на волне общественно-поли К сожалению, в последнее время обнаруживается тенденция к недостаточно обоснованному внедрению в патогенетическую психотерапию методов из других психотерапевтиче Первые предварительные сообщения о разработке интегративных аспектов патогенетической психотерапии были опубликованы в 1992 г. в сборнике «Интегративные аспекты современной психотерапии» (2), в котором в программных статьях Б. Д. Карвасарского, В. А. Ташлыкова, Г. Л. Исуриной были сформулированы основные принципы интеграции различных методов современной психотерапии в систему личностно-ориент Задача первая: осознание психологических механизмов болезни Гештальт-терапия Ф. Перлза являет собой классический пример синтеза различных подходов. При рассмотрении этой модели достаточно явно проступают отдельные элементы из психоанализа, психодрамы, телесно-ориентир Итак, что общего у патогенетической психотерапии, по сути своей психодинамическо Ф. Перлз на начальном этапе рассматривал свою деятельность как продолжение работы Зигмунда Фрейда и только затем стал исповедовать более независимый подход. Это дает основание некоторым исследователям включать Перлза в число «постфрейдистов» наряду с М. Клейн, Д. Уинникоттом, Х. Кохутом. Перлз считал, что его вклад в психологию личности лежит преимущественно в области практики психотерапии, а не создания теории. Мы позволим себе следующим образом раскрыть «тайную связь» гештальт-терапии с психоанализом. Усвоив идею гештальт-психоло Таким образом, несмотря на концептуальные различия, цели патогенетической психотерапии и гештальт-терапии частично совпадают: это – осознание внутриличностног Задача вторая: восстановление нарушенной системы отношений Для решения этой задачи предполагалась интеграция методов когнитивно-ориен Одно из главных отличий когнитивного подхода от психодинамическо Психотерапия Эллиса сводится к «радикальному устранению долженствования, перфекционизма, грандиозности и нетерпимости» у пациентов (7). Техники рационально-эмот В основе когнитивно-ориен |
В отличие от когнитивно-ориен Нам представляется целесообразным ввести в лексикон патогенетической психотерапии понятие «диагностическог 1. Ситуация и переживания, специфичные для конкретного пациента, затрагивающие особо значимые отношения личности. Специфичность патогенной ситуации и патогенных переживаний. 2. Внутренний конфликт, вытекающий из противоречивых отношений, их несовместимости и столкновения с жизненными требованиями. 3. Невозможность конструктивного решения конфликта в силу нарушения значимых отношений личности. 4. Аффективная переработка трудной ситуации и иррациональный, субъективный способ разрешения конфликта, приводящие к дезорганизации личности и невротическому расстройству. В РЭТ техники когнитивной терапии применяются для опровержения иррациональных убеждений, идентифицированн Возникает вопрос, какую, собственно, роль в патогенезе невроза могут играть описанные Эллисом иррациональные убеждения, являются ли они патогенными, можно ли их рассматривать в качестве эквивалентов «нарушенных отношений»? Эллис отмечает, что самого по себе наличия даже очень завышенных требований к себе или к другим, даже их чрезвычайной обобщенности, в силу которой негативно оценивается не поступок, а личность как таковая, все еще недостаточно, чтобы привести к эмоциональному расстройству; эти же факторы способны мобилизовать человека в экстремальных условиях к дальнейшему преодолению стресса. «Патология» кроется в скрытых устойчивых представлениях, не разрешающих человеку быть неэффективным, плохо выполнять что-либо или не контролировать себя. Именно в наличии категорических императивов, требующих всегда выполнять все великолепно, всегда и во всем быть эффективным, контролировать каждое свое душевное движение или действие, кроется источник депрессивных переживаний: самоосуждений, чувства вины за собственную неэффективность, стыда перед другими, обязавшими тебя быть всегда на высоте (4). При таком качестве иррациональные убеждения, безусловно, приобретают характер неадекватности («нарушенных отношений») и приводят к возникновению внутренних и внешних конфликтов. И мы могли бы «перевести» (хотя и без полного соответствия) язык РЭТ на язык патогенетической психотерапии. Например, система иррациональных убеждений, или «жестких эмоционально-ког В отличие от психогенетическо Коррекция неадекватной системы отношений, и, прежде всего, самооценки, которая включает познание самого себя (когнитивный компонент) и эмоциональный отклик на это знание (оценочный компонент), осуществляется в двух плоскостях: внутриличностной и межличностной. Во внутриличностной плоскости познание самого себя происходит в процессе осознания внутреннего конфликта и анализа всех обстоятельств, препятствующих конструктивному решению конфликта (осознание психогенетическо Реконструкция отношений в индивидуальной патогенетической психотерапии происходит в процессе осознания конфликта, а не в результате переучивания. Не оправдано применение когнитивных техник и в групповой патогенетической психотерапии. Групповая модель патогенетической психотерапии нацелена на «проработку конфликта», т. е. на понимание того, как вскрытые в результате осознания конфликта нарушенные «внутренние» отношения влияют на «внешние» отношения с окружающими. В результате такого понимания происходит реконструкция нарушенных отношений. В групповой психотерапии акцент смещается на межличностную проблематику, однако связь с внутриличностной сохраняется; групповая психотерапия, таким образом, привязана к индивидуальной, и проводится следом за ней. Внедрение в эту логически хорошо выстроенную и в практическом плане отлаженную систему, которая получила название личностно-ориент Выводы 1. Интеграция техник гештальт-терапии в систему патогенетической терапии обогащает ее метод, предоставляя дополнительные возможности для решения задачи осознания психологических механизмов болезни. В результате метод приобретает более гармоничный характер за счет выравнивая баланса между логико-рациональ 2. Попытки интеграции когнитивно-ориен 3. Будущее патогенетической психотерапии видится не в интеграции методов из других психотерапевтиче Литература 1. Александров А. А. К вопросу о методах патогенетической психотерапии / А. А. Александров // Вестн. Психотерапии. 2009. – С. 9-23. 2. Интегративные аспекты современной психотерапии. Сборник научных трудов Психоневрологиче 3. Мясищев В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Л., 1960. – 384 с. 4. Соколова Е. Т. Психотерапия: теория и практика / Е. Т. Соколова. Москва, «Академия», 2002. – 366 с. 5. Яковлева Е. К. Патогенез и терапия невроза навязчивых состояний и психастении / Е. К. Яковлева. Л., 1958. – 120 с. 6. Beck A. T. Cognitive Therapy. In: Corsini R. J. Current psychotherapies (4th ed.) / A. T. Beck, М. Е. Weishaar. Itasca, Ill.: Peacock, 1989. – Р. 285-320. 7. Ellis A. Rational-Emotive Therapy. In: Corsini R. J. Current psychotherapies (4th ed.) / А. Ellis. Itasca, Ill.: Peacock, 1989. – Р. 197-238. |